Главная страница Архив О журнале Пишите нам



Ангел света

В марте 1998 года ушла из жизни гениальная балерина ХХ века Галина Уланова. Уланова была не только символом русского балета, но и одним из основателей профессионального балетного искусства Казахстана. С осени 1941 года по 1944 год Уланова была прима-балериной ГАТОБа им. Абая и участвовала в постановке на его сцене балетов "Жизель" Адана, "Лебединое озеро" П. Чайковского и "Бахчисарайский фонтан" Асафьева. Галина Уланова - народная артистка РК (1944 г.), кавалер ордена "Парасат" (1995 г.), первый лауреат "Приза традиций" (1995 г.).В этом году ей исполнилось бы 90 лет.

Не много людей на планете, которые могут дать свое имя целому веку или эпохе. Одна из них - Галина Уланова.
Еще меньше людей, чья судьба пересеклась с историей Казахстана, тем более с судьбой кого-либо из нас.
Когда осенью 1958 года к нам - воспитанникам Московского академического хореографического училища - пришли на встречу Галина Уланова, знаменитый писатель Рокуэлл Кент, американский фотограф Альберт Кан, автор книги" Дни с Улановой", мы ещё не знали, что инициатором этой встречи была Галина Сергеевна.
Я, как и мои десятилетние сверстники, конечно, не знал того факта, что Галина Сергеевна в годы войны работала в нашем Оперном театре им. Абая.
Уже потом, осенью 1995 года, согласившись приехать на первый Международный фестиваль "Приз традиций", Уланова призналась, что в послевоенные годы и позже ей не рекомендовали говорить о том, что она работала в Казахстане. Всё - таки она была первой балериной Советского Союза и факт её работы вдали от Москвы, где всё ещё шла жестокая битва, был нежелателен для Сталина.
Но, видимо, сила добрых воспоминаний о людях, приветивших её в степной провинции Советов, была так свежа, что Галина Сергеевна не могла не приехать в Алматы на первый фестиваль "Приз традиций".
Может быть, та давняя встреча, ласка и забота великой балерины стали главным стимулом, которые до сих пор держат меня в орбите балета. Г.С. Уланова в роли Жизель
Именно те две осени (1958 и 1995 гг.) стали тайной связью имени Улановой с историей развития балета Казахстана.
Я до сих пор благодарен ей за то, что она, несмотря на преклонные годы, смогла приехать на наш фестиваль. Такова удивительная душа балерины, для которой жизнь и сцена не были разными категориями.
Видимо, поэтому весной 1998 года, едва узнав о том, что Галина Сергеевна ушла из жизни и с необъятной сцены мировой культуры, мы решили провести IV фестиваль, которому её ученики Екатерина Максимова и Владимир Васильев дали точное определение - "Посвящение Улановой".
В те дни, когда великая душа Улановой навсегда покидала этот бренный мир и отходила к Богу, для меня стало окончательно ясно, что балет - это нечто большее, чем просто искусство. Это особый разговор человека со временем, с людьми.


Тогда я написал эти строки:
Уланова, Уланова...
Танцующий ангел света,
Ангел света танцующий,
соединяющий век с веком...

Меня часто спрашивают, зачем нужны эти фестивали? Ведь это дорого, да и время не самое лучшее. Может быть, на этом можно хорошо заработатьа? А ответ у меня один: будет еще дороже, и времена еще, возможно, будут хуже, но если маленькие балерины и танцовщики не увидят подлинных звезд балета, не ощутят их особое сияние, то танец для них утратит значение чего- то большего, чем просто движение.
Думаю, что и для Лейлы Альпиевой, и Сержана Каукова, и многих других наших звезд и педагогов такой опыт не прошел даром. Результат налицо - и это уже оправдывает все переживания и трудности организации, а для спонсоров - оправдывает их расходы, потому что они уже окупились и обязательно окупятся.

* * *
Г.С. Уланова в роли Джульеты Я имел мало природных способностей к танцу, но в те времена был очень жаден и на духовную пищу, и на впечатления. Один вид роскошного Большого театра, сверкание люстр и лож, какая-то невероятно прекрасная сцена, особый дух - все это до сих пор держит меня под своей властной магией.
Просто я очень старался остаться рядом со всем этим, и из меня, говорят, получился неплохой танцовщик. Не звезда, конечно, но профессионал. Хоть нищий, но принц. Я знал, для чего надо жить.
Может быть, это и есть тайная наука Улановой или всепримиряющая сила балета...
Досужий зритель часто любит говорить о закулисных интригах, некоторые по-доброму сплетничают об артистах. О балеринах и танцовщиках вообще ходят невероятные слухи. Но я знаю только то, что балетная труппа - это больше, чем семья. Мы связаны детством, общими педагогами, впечатлениями от спектаклей. Мы проводим по 10-12 часов в окружении одних и тех же людей. Разве это не семья, разве без поддержки партнеров ты способен сделать спектакль?! И это правда. А всё прочее - досужие вымыслы. Мы о своих друзьях по сцене или конкурентах по той или иной партии знаем больше, чем о родных и близких. Мы можем ссориться, ревновать к мастерству или просто внешним данным, но в глубине души мы продолжаем любить их и восхищаться ими и можем простить всё за один удачный спектакль.

* * *

Так случилось, что я работал в нескольких труппах бывшего Союза и вынес убеждение, что дружбы в балете больше, чем вражды.
Я многие годы продолжал писать моим коллегам, не прерывал с ними связи и только этим обязан тому, что теперь могу собрать знаменитых и даже очень знаменитых артистов балета на фестиваль. Да и денег они просят нет много. Их больше радует возможность станцевать в сильном составе, ещё раз испытать себя и обменяться живыми впечатлениями.
Конечно, сегодня появились новые трудности для общения в виде границ, денежных проблем и прочего. Но без таких фестивалей мы вообще потеряем шанс стать лучше, узнать больше, научиться новому.
По согласованному решению хореографов Казахстана и международной балетной общественности фестиваль классического танца "Приз традиций" начиная с этого года будет носить название "Международный фестиваль балета "Приз Улановой".
Это наша признательность Галине Улановой, которая была основателем фестиваля "Приз традиций" в 1995 году.

Дюсенбек Накипов,
председатель Союза
хореографов Казахстана.


Наверх
Главная страница Архив О журнале Пишите нам
Hosted by uCoz