Главная страница Архив О журнале Пишите нам



Триллер длиною в жизнь

Сегодня психолог Виталий Викторович Амброс затрагивает самую трепетную для человечества тему - жизнь детей. Послушные или дерзкие, смышленые или заторможенные, здоровые или недужные - наши чада вращаются, подобно крошечным лунам, вдоль наших замысловатых орбит. Суждено ли им вырваться на собственную траекторию? У кого из них достанет силы засиять новым солнцем? Кто будет подчинен более мощному тяготению? Кого поглотят черные дыры страхов и депрессий?
Ответы Амброса как всегда парадоксальны и безжалостны.


Л.Д. - Каков он, хороший родитель?
- Смею предположить, что это существо мифологическое. Попросту говоря, хороших родителей не бывает. Подобное сочетание - это как "добрый крокодил" или "гуманная акула".
Л.Д. - Ваше заявление идет вразрез с мнениями крупных психологов.
- Мы могли бы проследить жизненный путь любой великой фигуры в области психологии и увидеть, что это были люди, сами полные подсознательных страхов и темных воспоминаний. Многие из них так до конца дней и не избавились от психических травм, нанесенных близкими, родственниками в раннем детстве. То, что делает обычный родитель с обычным ребенком, напоминает триллер длиною в жизнь.
Л.Д. - Каким холодом веет от данного утверждения! Мы обожаем своих ребятишек, посвящаем им жизнь, помогаем покорить вершины...
- Это всего лишь Миф о Счастливом Детстве. Давайте приподнимем завесу и сделаем несколько шагов в мир раннего детства. Зачиная младенца, родители сразу дают генеральное направление его судьбе. Дети любви обживают социум намного удачней, чем Плоды унылого секса. Есть младенцы нежеланные либо желанные только одним из родителей. Их энергетический уровень низок, удача им улыбается редко. Полностью будет исковеркана жизнь малыша, чья мать подверглась сексуальному насилию.
Л.Д. - Вы говорите так, словно дитя все слышит и понимает, будучи лишь оплодотворенной клеточкой.
- Разумеется. Судьба ребенка начинает рисовать свой узор в материнском чреве, вплетая в себя кармические нити судьбы родителей. Зародыш не понимает человеческой речи, он просто ее "записывает про запас", как магнитофон. Но эмоции и ощущения на тонком уровне младенцу подвластны больше, чем взрослому. Индейцы изолировали беременную женщину, приставив к ней молчаливую няньку. Ни громкие слова соплеменников, ни распри, ни сплетни не должны были тревожить зачатое существо. В молчании и покое мать ожидала разрешения от бремени. Психика новорожденного была устойчива, характер уравновешен. А что слышат наши сыновья и дочери, молчаливо плавая в околоплодных водах?
Л.Д. - Чувствует ли зародыш, что мать намерена сделать аборт?
- Малютка в ужасе вздрагивает и мечется, спасаясь от гибели. Допустим, аборт не состоялся. Раздвоение в ощущениях плода остается с ним на всю жизнь. Мать, которая кормит его своим телом, воспринимается уже и как скрытая смертельная угроза. Предоставим читательницам вспомнить зачатие собственных чад. Это будет первым аналитическим заданием.
Л.Д. - Каждый последующий час и день развивающегося плода несет с собой лавину информации. Звуки, прикосновения, эмоции - что является особенно разрушающим психику младенца?
- Любое агрессивное воздействие на него или его мать. Гинеколог, ощупывающий матку для установления срока беременности, занятия сексом с неуемным супругом, прикосновения ладони к животу - все ощущается крошечным человечком как угроза и причиняет его нежному телу боль. Если же его уши постоянно слышат брань, истерики, пьяную ругань, то не исключено, что он попытается совершить самоубийство, рождаясь раньше срока. Или не захочет появляться в столь страшном мире, вынуждая мать перенашивать.
Л.Д. - Даже в благополучной семье беременная женщина не застрахована от недоразумений, выяснения отношений, обид, депрессии. Значит ли это, что практически каждый младенец получает свою обязательную дозу надлома?
- Увы, это так. Второе аналитическое задание для матерей: вспомнить свои роды. Женщины частенько делятся друг с другом подробностями этого вопиющего в наши дни процесса. Но жалость их простирается исключительно на себя. Новорожденные представляются им некими резиновыми статистами, бесчувственными и бессмысленными. А что на деле испытывают эти беззащитные комочки?
- После тесноты, мрака и влаги материнского чрева малыша грубо выволакивают на свет. Шлепком заставляют кричать, дабы воздух хлынул в его чистейшие легкие. Ослепленный и помятый, ребенок протестует криком против нового резкого мира. Его бархатная кожица обожжена сухостью, его грудная клетка схвачена чужими равнодушными руками. Внезапное омовение слишком горячей или слишком холодной водой повергает его в еще больший стресс. Вырванный из тела матери, он валяется под лампой, одинокий, избитый, вдыхающий ядовитые запахи лекарств. Все что ему нужно сейчас - безопасность вблизи материнского тела, ее голос, запах и великая нежность.
Л.Д. - Но миллионы рожениц проходят через эту мясорубку.
- И планета ежедневно получает физически и психически травмированных потомков. Но и на этом пытки не заканчиваются. Ребенка лишают двигательной активности, жестко пеленая. Мягонькие суставчики деформируются, дыхание становится неглубоким. Лежит разумный человечек эдаким свертком и созерцает потолок. Кормежка, как в лагерях - по расписанию. Еду надо выпрашивать. Языком он не владеет, руки стиснуты смирительной рубашкой. Приходится сообщать о своем голоде криком. В ответ может раздаться громоподобный крик утомленного родителя. Практически с первых секунд появления младенец приобретает печальный опыт подчинения силе. Он начинает приспосабливаться, усмирять свои желания и заискивать перед кормильцами.
Л.Д. - Картина вырисовывается безнадежная. Кусочек материнской плоти требует постоянного присутствия матери подле себя, только тогда он умиротворен и не чувствует ранящего психику одиночества. Но мать далеко не всегда может уделять малышу внимание. Ведь есть еще муж, работа по дому...
- А зачем тогда рожать наследника? Для роли живой игрушки? Потому что так принято? Родители, чисто по-человечески, обязаны посвятить себя ребенку в период закладывания основ его личности лет до трех-пяти. В большинстве своем люди не осознают истинной ответственности за рождение младенца. Они продолжают жить своей жизнью, злятся на ночные крики малыша, бурно занимаются сексом в присутствии спящего отпрыска. В их представлении, он подобен бревну. На самом деле младенец настолько ближе к космосу, настолько эмоционален, чуток и проницателен, что ему не нужны слова, чтобы просканировать ситуацию. Не понимая пока слов, он автоматически отправляет их в память, а сам концентрируется на эмоциях окружающих его грозных и безумных людей. Его уверенность в том, что родители полны любви и нежности, резко тает. Если отец сокрушается, что вместо мальчика родилась девочка, младенец женского пола усвоит мальчишеские манеры и будет испытывать вину перед отцом. Если мать обронит фразу, что ребенок перекормлен, то в юности у него начнутся психические расстройства на почве стройности фигуры, ограничений в еде. Если мать оставляет двухмесячного малыша на попечение бабушки, чтобы возвратиться к работе, то ребенок воспринимает это как предательство. У него никогда не будет искренних и доверительных отношений с такой матерью.
Л.Д. - Но так поступает большинство родителей! Мир не дает им расслабиться и посвятить целых три года непрерывным заботам о малыше. Где же выход?
- Не зачинать детей необдуманно. Осознать свой огромный долг перед ними. И почаще влезать в шкуру крохотных, запуганных, униженных существ. Вспоминать свои ранние годы, наконец. Такое ли радужное детство было у вас?
Л.Д. - В нашей беседе мы дошли лишь до двух первых месяцев жизни новорожденного. Это кажется настоящей драмой.
- Именно. Все сюжетные завязки и вся фабула прорисовываются к трем годам любой юной жизни. А затем драма преобразуется в трагедию или трагикомедию. И генеральная линия судьбы ребенка такова: врастание в мир безумия взрослых и слияние с ним. Иного выхода у детей нет.
Л.Д. - Но все же оставьте нам надежду. Как можно изменить ситуацию с собственными детьми и смягчить нанесенные в детстве травмы?
- Размышляя и анализируя. И делая это честно.

Загрустившие родители пусть поразмыслят над такими темами:
1. У ребенка нет возможности убежать, укрыться, улизнуть.
2. Многие дети подвергаются непрестанной критике. Дух их ломается. Родитель-неудачник особо раздражен на "проколы" ребенка.
3. Ребенок не может понять, откуда такая тотальная враждебность родителей. Ребенка учат подчиняться.
4. Родители одуревают от стрессов, связанных со своей социальной активностью, эмоциональными комплексами и с супружескими проблемами. А отыгрываются на детях.
5. У взрослых выход всегда найдется (напиться, наорать, поколотить, изменить...)
6. Если кого и сводят с ума в семье, так это ребенка!

Интервью брала
Людмила Денисенко.


Наверх
Главная страница Архив О журнале Пишите нам
Hosted by uCoz