Главная страница Архив О журнале Пишите нам



Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес...

Мы все, конечно же, помним слова этой когда-то популярной песенки, сколько потом было нареканий из-за безадресности и идеологической направленности слов. Но в советское время ее распевали с веселым задором и полной уверенностью, что наш адрес - Советский Союз.
Прошло почти десять лет как союзные республики разбежались по своим независимым "квартирам", но до сих пор не появилось ни патриотических песен, ни любимых культовых фильмов. Вот уж поистине, наступила эпоха безадресности.
Роль "идеологической машины" во многих странах СНГ взяло на себя телевидение. В России лет пять назад мощно раскручивался "Русский проект" на ОРТ. В рамках данного проекта были созданы социальные видео ролики, шаг за шагом формирующие оптимистично-положительный имидж нового государства, начиная с самых простых слоганов типа "Это мой город!", где юное, чистое создание на роликах, прицепившись к троллейбусу, едет по утренней Москве в университет, кончая обобщенным "Это моя страна!" - ролик, где два космонавта, глядя на Землю, перечисляют названия русских городов.
В чем-то похожий на российский, но более глубокий по своему воплощению телевизионный проект был реализован в Бишкеке кинорежиссером Актаном Абдыкалыковым. Киргизский социальный цикл создавался поступательно от общедемократических идей о дружбе народов, единстве государства ("Давайте работать вместе", "Мы живем в одной стране") к конкретным социальным проблемам (борьба с наркоманией, алкоголизмом, приоритетность образования и т.д.)
В Казахстане, к сожалению, таких продуманных телевизионных проектов не было и нет, что совершенно необъяснимо, учитывая тот факт, что все республиканские телеканалы метрового диапазона -"Хабар", "НТК" и "КТК" - сосредоточены в одних руках. Скорее всего, причина в том, что у нас не только отсутствует продуманная культурная политика, но до сих пор не сформулированы параметры общенациональной казахстанской идеи. И это при том, что через год мы будем отмечать десятилетие независимости Республики Казахстан!
Хорошо, хватит о телевидении. Это все равно формат новостей и социального заказа. Интересно посмотреть, как художники кино воплощают тему Родины на своем кинематографическом пространстве.
Три года понадобилось режиссеру Болату Шарипу на то, чтобы завершить работу над фильмом "3аманай". Если бы не была разрушена система проката, которая существовала в прежние годы, фильм "3аманай", на мой взгляд, стал бы для казахов таким же народным фильмом в девяностые годы, как "Кыз-Жибек" в семидесятые
История, рассказанная в фильме, предельно лаконична. В 30-е годы, как известно, большое число казахов переселилось в Китай. Среди них - дочь аульного бая, убитого красноармейцами. Спустя много лет, она, седовласая старуха, выкрав у родителей своего единственного внука, нелегально, через горы, пересекает границу и возвращается на историческую родину.
Режиссер удивительным образом сумел совместить документальные кадры тех лет с игровыми черно-белыми эпизодами эпохи коллективизации. С самого начала фильм обретает силу кинодокумента, и все это обрамляет почти притчевая история "возвращения на родину".
Эмоциональная же сила картины такова, что она не оставляет равнодушным ни одного зрителя. То, что мы видим в картине, много раз слышали от бабушек и впитали с молоком матери - геноцид в 30-е годы, история переселенцев, горечь расставания родичей, братьев, отцов и детей. Но главный пафос картины - обретение Родины, понимание своей нерасторжимости с корнями и солью этой земли.
Картина была снята еще в 1997 году. Три года ее никто не видел, хотя, казалось бы, чего проще - покажите по телевидению, проведите авторские встречи с создателями - и все это будет работать на единство и подъем духа народа. Но о культурно-духовной наполненности нашей жизни не печется никто, а дельцы от кино предпочитают закупать картины зарубежных авторов.
С таким равнодушием и безразличием мы никогда здесь ничего не построим. Все начинается с человека и с ощущения его надобности на этой земле, с востребованности его менталитета.
Недавно я увидела простенькую схему, где стрелкой были указаны миграционные потоки по территории бывшего Советского Союза. Широта стрелки была пропорциональна количеству уехавших людей. Так вот, самая крупная стрелка - три сантиметра, что соответствует цифре "3 млн. человек" - из Казахстана!
Вот самый яркий показатель и сигнал действия к тому, что необходимо заниматься имиджем государства! Или хотя бы не игнорировать то, что делается художниками по зову сердца и велению совести.
Еще в 1989 году появление фильма Серика Апрымова "Конечная остановка" вызвало большой скандал. Его обвиняли в предвзятом и необъективном показе реалий казахского, аула. Сейчас режиссер (а должно бы государство!) прилагает усилия для проведения всеказахстанской премьеры этой картины. Между "Аксуатом " и "Конечной остановкой" пролегло семь долгих лет. Изменилось время, быт и, самое главное, наши ощущения от жизни.
Серик Апрымов как бы раздвоил своего героя из "Конечной", представив два варианта развития хода событий - одного отправил в город (Канат), другого оставил в ауле (Аман) - и свел их в лице двух братьев. Горожанин превратился в обанкротившегося "нового казаха" - забыв язык и традиции, он приезжает в аул за помощью к брату, да еще с женой, которая вот-вот должна родить. Тот, что остался, остепенился, построил себе большой дом, стал уважаемым человеком, да вот только еще не женился. После приезда брата у Амана начинает рушиться все. И виной всему - Жанна, жена Каната. Такая же "разлучница" двух братьев, как в фильме Амира Каракулова. Только здесь она никому не нужна - муж не рвется ее увидеть, свидание с ней и ребенком он воспринимает как шанс побега из-под стражи, а Аман, ломая себя и свое отношение к Жанне, отправляет ее в город к родителям.
У картины удивительный ритм - неспешный, выдержанный, как характер Амана, но нет ничего лишнего - каждый эпизод на месте, и добавляет что-то в общую палитру фильма. За этой внешней сдержанностью и неторопливостью пульсирует колоссальная энергия - еще бы, ломаются человеческие судьбы!
Когда закончился просмотр фильма, кто-то из моих соседей зрителей сказал: " Ну, что за финал? Вот если бы он прыгнул с Жанной в автобус и уехал - вот был бы финал!" Я возразила: "Была бы "Конечная остановка"-2. Сколько можно уезжать?"
И непонятная, душераздирающая музыка (композитор Казбек Спанов) в конце фильма, и пустынный, почти лунный пейзаж - все это о том, что, какой бы странной и абсурдной, тяжелой и несправедливой ни была эта жизнь, ты понимаешь, что "это мой дом, мои спички", как говорит Аман, и, наконец, моя жизнь.

Гульнара АБИКЕЕВА,
кадры из фильмов, Павел СИРОТИН


Наверх
Главная страница Архив О журнале Пишите нам
Hosted by uCoz