Главная страница Архив О журнале Пишите нам



Там, где встречаются нефрит, коралл и янтарь..

Коныртобинские красавицы в середине прошлого тысячелетия тоже придавали большое значение своему внешнему виду.

Тем знойным летом в древнем отрарском оазисе, что раскинулся у места впадения реки Арысь в мутные воды великой Сырдарьи, вовсю кипели археологические работы. Исследовались городища Куйруктобе, Алтынтобе... Дошла очередь и до самого крайнего, удаленного от Отрара, городища Коныртобе. Раскопки обнажили стены самых последних по времени жилищ этого города (IV-VIII века).
В Первую очередь мы стали искать некрополь... Методично обследовали восточный, северо-восточный, северный секторы вокруг городища в радиусе двух километров. И нигде ни намека, ни признака... Выжженная серая земля с белесыми соляными разводами, редкие кустики верблюжьей колючки. Даже шустрые местные ящерки попрятались в прохладные норки.
В полукилометре к северо-западу от цитадели города в дрожащем мареве раскаленного воздуха неясно просматривался контур небольшого холма. Какова же была радость, когда на вершине этого пологого невысокого холма (около сорока метров в поперечнике и два метра высотой) я увидел керамическую кружечку, причем совершенно целую!
На следующий день, когда с поверхности всего холма был аккуратно снят двадцатисантиметровый слой глины, стало совершенно ясно: некрополь городища находится здесь! После тщательной зачистки "свежей" поверхности обнаружили горловины керамических кувшинов, контуры могильных ям... Оказалось, что этот невзрачный холмик, как булка с изюмом, был буквально напичкан захоронениями на разных уровнях от поверхности. А самое главное - погребенные (очевидно, вполне рядовые горожане) были "снабжены" в последний путь самым разнообразным "погребальным инвентарем". Покойника обряжали в праздничную одежду и наделяли минимумом личных вещей, необходимых в повседневной жизни. Сохранились ряды мелкого стеклянного бисера, которым некогда были расшиты края одежды. Органические материалы - ткань, кожа, дерево - со временем сгнили... Но судить об их присутствии можно по расположению некоторых деталей.
От кожаных поясов остались лишь металлические (бронза, железо) пряжки, иногда металлические фигурные накладки. Некоторые пряжки были некогда инкрустированы вставками из разноцветных минералов или стекловидной пасты. Была найдена массивная уникальная пряжка с бронзовым щитком, к которому с помощью маленьких заклепок крепилась кожаная часть пояса.
Кольцо же пряжки было выточено из куска зеленого нефрита. В мужских погребениях часты находки железных сильно проржавевших ножей и кинжалов. Обнаружен был даже боевой лук и набор стрел с железными наконечниками. На ногах погребенных была, видимо, кожаная обувь в виде сапога. Сохранились маленькие железные пряжки - явно крепления этой обуви.
Но, пожалуй, самыми интересными по набору атрибутов оказались женские погребения. В них встречаются шпильки-заколки для волос из кости или бронзы в виде тонкого заостренного стержня с шаровидной полой головкой, бронзовые или серебряные сережки, кольца, перстни. Иногда в изголовье лежит бронзовое круглое зеркало, а рядом так называемый "косметический набор" - каменная палочка (сурьматаш) и кусочек черного красящего минерала. Это прообраз нынешних карандашей для бровей! Коныртобинские красавицы в середине пришлого тысячелетия тоже придавали большое значение своему внешнему виду.
Шею и запястья рук зачастую украшало ожерелье из разноцветных стеклянных бус или полудрагоценных минералов - сердолика, горного хрусталя, гишира, халцедона. Весьма модными были розовый коралл и янтарь. На шее у некоторых погребенных обнаружены очень изящные бронзовые цепочки, а на руках - массивные бронзовые браслеты.
Золото, как материал для украшений, в то время было, видимо, дорого, и рядовой горожанин не мог себе позволить захоронить золотые изделия, с пусть даже очень любимой, женщиной. Поэтому находки драгоценных, изделий в городских некрополях очень редки. В данном могильнике с такими находками нам пока не повезло. Специфическим атрибутом женских погребений являются так называемые "амулетные наборы".
Они могут состоять из самых разных предметов, например, нитка, :с нанизанными амулетами была положена в свернутом виде (в мешочке?) на погребенную. Возможно, эту нитку положили в последний момент погребального обряда. Чаще эти "наборы" были найдены на скелетах в области живота, ближе к поясу. В отдельных случаях кучки этих предметов находились на груди или у локтя левой руки.
В погребальной обрядовой практике коныртобинцев был обычай -помещать в наиболее "богатые" женские погребения "амулетные наборы". А таковых погребений мы можем насчитать пока лишь около полутора десятков. Помимо различных бус обычно крупных размеров, в эти наборы входят разнообразные предметы, функция, оберегов которых не, вызывает сомнений. Бронзовые колокольчики известны из раскопок погребений западной Ферганы и широкого круга памятников Средней Азии конца I тысячелетия до н. э. - VII в н. э. Бронзовые литые фигурки козликов, как амулеты-обереги, вероятно, специфическое явление Отрарского региона. Их нет среди находок в сотнях известных погребений Южного Казахстана и соседних регионов. А из окрестностей и из самого городища Коныртобе уже извлечены девять фигурок в виде горного козла. Массовость этих находок в одном районе, более того, рядом с одним населенным пунктом дает основание предположить, что это животное было тотемом-покровителем племени, осевшего где-то на рубеже нашей эры в низовьях реки Арысь. Это племя, вероятно, и основало город, руины которого известны нам как городище Коныртобе. Имеющие древние корни верования, связанные с горным козлом у припамирских народов, и соответствующие изобразительные мотивы были рассмотрены в свое время академиком, Б.А. Литвинским, признанным специалистом, по истории религий и культов Востока. Интересно отметить, что в поверьях народов Средней Азии козел выступает в связи с женским божеством-покровителем. А весь комплекс этих верований происходит от древнего культа плодородия, в котором горный козел играл важную роль.
Крупные "глазчатые", ребристые из стеклопасты, "многодольчатые" фаянсовые бусины встречаются исключительно в составе амулетных наборов. Интересно отметить, что в "варварских" погребениях северо-восточного Причерноморья такие же бусины найдены преимущественно в детских погребениях, где они выполняли, по мнению исследователей, роль своеобразных оберегов. Установлено, что "многодольчатые" фаянсовые бусы египетского или индийского производства получают широкое распространение от Восточного Туркестана до Северного Причерноморья - в период II-V вв. н. э. Причем в погребении они явно играли роль амулетов. Наблюдения за размещением находок в катакомбах могильников I-III вв. н. э. на Северном Кавказе также приводят к вsводу, что крупные "глазчатые" бусы и небольшие низки из янтарных, халцедоновых, гишировых, фаянсовых бусин также служили амулетами.
Совершенно уникальный амулетный набор был найден в одном из погребении. В нем, помимо крупных фаянсовых, коралловых бусин, находились четыре геммы-печатки. Три из молочного халцедона и одна из красного сердолика. На сердоликовой гемме меньших размеров, вернее, на се щитке - изображение скорпиона. На халцедоновых - изображение мага-жреца, волка (или льва?) и пальмовой ветви. Иранские резные камни не впервые находят в Присырдарьинском регионе. Целая серия их известна из раскопок некрополей так называемой джетыасарской культуры низовий Сырдарьи (пер. пол. 1 тыс. н. э.). Случалось находить их раньше и в отрарском оазисе. Многие находки из женских погребений нашего могильника имеют "импортное" происхождение. Это и явно китайское, так называемое "восьмиарочное", бронзовое зеркало, и крупные бусины-амулеты из голубого египетского фаянса. Места происхождения розового коралла и янтаря остаются по сей день традиционными - Индийский океан Красное и Балтийское моря. Ремесленные центры производства стеклянных бус и крупных "глазчатых" бус располагались в древних городах Сирии и Средиземноморья. Резные геммы происходят скорее всего, из мастерских восточного Ирана... Ей-богу, у меня возникло ощущение, что ремесленные центры всего цивилизованного мира трудились над тем, чтобы угодить изысканным вкусам модниц неизвестного нам города над сонными водами Сырдарьи в самом центре Евразии.

Ерболат СМАГУЛОВ,
кандидат исторических наук.
Фото В. Суслина.


Наверх
Главная страница Архив О журнале Пишите нам
Hosted by uCoz