Ангел светаНе много людей на планете, которые могут дать свое имя целому веку или эпохе. Одна из них - Галина Уланова. Еще меньше людей, чья судьба пересеклась с историей Казахстана, тем более с судьбой кого-либо из нас. Когда осенью 1958 года к нам - воспитанникам Московского академического хореографического училища - пришли на встречу Галина Уланова, знаменитый писатель Рокуэлл Кент, американский фотограф Альберт Кан, автор книги" Дни с Улановой", мы ещё не знали, что инициатором этой встречи была Галина Сергеевна. Я, как и мои десятилетние сверстники, конечно, не знал того факта, что Галина Сергеевна в годы войны работала в нашем Оперном театре им. Абая. Уже потом, осенью 1995 года, согласившись приехать на первый Международный фестиваль "Приз традиций", Уланова призналась, что в послевоенные годы и позже ей не рекомендовали говорить о том, что она работала в Казахстане. Всё - таки она была первой балериной Советского Союза и факт её работы вдали от Москвы, где всё ещё шла жестокая битва, был нежелателен для Сталина. Но, видимо, сила добрых воспоминаний о людях, приветивших её в степной провинции Советов, была так свежа, что Галина Сергеевна не могла не приехать в Алматы на первый фестиваль "Приз традиций". Может быть, та давняя встреча, ласка и забота великой балерины стали главным стимулом, которые до сих пор держат меня в орбите балета. Именно те две осени (1958 и 1995 гг.) стали тайной связью имени Улановой с историей развития балета Казахстана. Я до сих пор благодарен ей за то, что она, несмотря на преклонные годы, смогла приехать на наш фестиваль. Такова удивительная душа балерины, для которой жизнь и сцена не были разными категориями. Видимо, поэтому весной 1998 года, едва узнав о том, что Галина Сергеевна ушла из жизни и с необъятной сцены мировой культуры, мы решили провести IV фестиваль, которому её ученики Екатерина Максимова и Владимир Васильев дали точное определение - "Посвящение Улановой". В те дни, когда великая душа Улановой навсегда покидала этот бренный мир и отходила к Богу, для меня стало окончательно ясно, что балет - это нечто большее, чем просто искусство. Это особый разговор человека со временем, с людьми. Тогда я написал эти строки: Уланова, Уланова... Танцующий ангел света, Ангел света танцующий, соединяющий век с веком... Меня часто спрашивают, зачем нужны эти фестивали? Ведь это дорого, да и время не самое лучшее. Может быть, на этом можно хорошо заработатьа? А ответ у меня один: будет еще дороже, и времена еще, возможно, будут хуже, но если маленькие балерины и танцовщики не увидят подлинных звезд балета, не ощутят их особое сияние, то танец для них утратит значение чего- то большего, чем просто движение. Думаю, что и для Лейлы Альпиевой, и Сержана Каукова, и многих других наших звезд и педагогов такой опыт не прошел даром. Результат налицо - и это уже оправдывает все переживания и трудности организации, а для спонсоров - оправдывает их расходы, потому что они уже окупились и обязательно окупятся. Просто я очень старался остаться рядом со всем этим, и из меня, говорят, получился неплохой танцовщик. Не звезда, конечно, но профессионал. Хоть нищий, но принц. Я знал, для чего надо жить. Может быть, это и есть тайная наука Улановой или всепримиряющая сила балета... Досужий зритель часто любит говорить о закулисных интригах, некоторые по-доброму сплетничают об артистах. О балеринах и танцовщиках вообще ходят невероятные слухи. Но я знаю только то, что балетная труппа - это больше, чем семья. Мы связаны детством, общими педагогами, впечатлениями от спектаклей. Мы проводим по 10-12 часов в окружении одних и тех же людей. Разве это не семья, разве без поддержки партнеров ты способен сделать спектакль?! И это правда. А всё прочее - досужие вымыслы. Мы о своих друзьях по сцене или конкурентах по той или иной партии знаем больше, чем о родных и близких. Мы можем ссориться, ревновать к мастерству или просто внешним данным, но в глубине души мы продолжаем любить их и восхищаться ими и можем простить всё за один удачный спектакль. Так случилось, что я работал в нескольких труппах бывшего Союза и вынес убеждение, что дружбы в балете больше, чем вражды. Я многие годы продолжал писать моим коллегам, не прерывал с ними связи и только этим обязан тому, что теперь могу собрать знаменитых и даже очень знаменитых артистов балета на фестиваль. Да и денег они просят нет много. Их больше радует возможность станцевать в сильном составе, ещё раз испытать себя и обменяться живыми впечатлениями. Конечно, сегодня появились новые трудности для общения в виде границ, денежных проблем и прочего. Но без таких фестивалей мы вообще потеряем шанс стать лучше, узнать больше, научиться новому. По согласованному решению хореографов Казахстана и международной балетной общественности фестиваль классического танца "Приз традиций" начиная с этого года будет носить название "Международный фестиваль балета "Приз Улановой". Это наша признательность Галине Улановой, которая была основателем фестиваля "Приз традиций" в 1995 году. |
Дюсенбек Накипов, председатель Союза хореографов Казахстана. |